Пока Степной волк рыщет по планете в поисках ящиков, Брюс Уэйн (он же Бэтмен) с печальным лицом уламывает Диану (она же Чудо-женщина) объединиться ради борьбы с общим врагом. Получив согласие, он начинает вербовать в команду хороших супергероев новые боевые единицы: юношу Виктора Стоуна, превращенного в человекоподобную машину (Киборг); жизнерадостного подростка Барри, умеющего передвигаться со скоростью света (Флэш), и брутального повелителя морей (Аквамен).
В титрах "Лиги справедливости" указан один режиссер - Зак Снайдер. Но это не совсем правда. Из-за личной трагедии (дочь режиссера свела счеты с жизнью) Снайдер покинул проект в разгар съемок. Студия Warner Brothers позвала заканчивать фильм Джосса Уидона. Сейчас профильные издания сообщают, что в "Лиге справедливости" примерно 15-20 процентов сцен сняты Уидоном. Однако, по субъективным ощущениям, дело не столько в хронометраже, сколько в предложенных Уидоном изменениях, которые коренным образом повлияли на стилистику фильма.
Дело в том, что Уидон - постановщик и один из идеологов "Мстителей", главной комикс-франшизы современности, объединяющей супергероев студии Marvel. Собственно, именно успехи блокбастеров Marvel, чье владычество в мире блокбастеров в 10-х годах не может оспорить никто, заставило "Уорнеров" стряхнуть пыль с библиотеки собственных супергероев. В нее входят персонажи DC Comics, главного конкурента Marvel. Дескать, наш Аквамен ничем не хуже их Тора, а Чудо-женщина и вовсе харизматичней Черной вдовы будет.
До "Лиги справедливости" франшизы всегда выдерживали четкую стилистическую разницу. Фильмы Marvel - это беззаботный постмодернистский аттракцион. Комиксы WB - размашистые мрачные псевдофилософские блокбастеры. Эту стилистику задал еще Кристофер Нолан, руливший франшизой про Бэтмена в минувшем десятилетии. Снайдер неожиданно продолжил его дело, начав строгать комиксы на сложных щах. Если совсем кратко, то историю взаимоотношений Бэтмена и Супермена он превратил в поп-пересказ ницшеанских идей. Бэтмен в его системе координат был сверхчеловеком, Супермен выступал в привычном амплуа бога.
И по оценкам публики с критикой, и по кассовым сборам мрачные фильмы Снайдера всухую проигрывали жовиальности "Марвел". Поэтому приход Уидона, ответственного за главные кассовые успехи конкурентов, боссы студии восприняли, судя по всему, с энтузиазмом. И, насколько это возможно в рамках огромного и дорогого проекта, дали ему карт-бланш на аккуратное реформирование франшизы.
Эти реформы видны невооруженным глазом. Важнейшая для Снайдера тема богоборчества в "Лиге справедливости" сошла на нет. Тут символично, что ближе к середине фильма здесь решают откопать Супермена (буквально - Флэш и Киборг орудуют лопатами на могиле Кларка Кента). Эта сардоничеcкая, не сказать ерническая интонация - второе уидоновское нововведение. В фильме 90 процентов героев по-прежнему разговаривают с такими выражениями лиц, будто страдают двухнедельным запором, но теперь на экране не трагические античные персонажи, а жизнерадостные люди в латексе. Нет, вселенскую печаль Бена Аффлека, играющего Бэтмена, видимо, не убрать уже ничем, но даже ему тут достается пара шутливых реплик.
Что уж говорить о Флэше - юном супергерое, которого Уидон беззастенчиво делает неотличимым от нового Человека-Паука из "марвеловского" кинокомикса. Да и вся линия взаимоотношений между Флэшем и Бэтменом - полная копия отношений Железного человека с Питером Паркером. То есть Уидон до кучи берет из родной для себя франшизы целые сюжетные линии. Кроме того, "Лига справедливости" - самая поджарая часть похождений супергероев DC Comics в смысле хронометража, фильм идет удобоваримые 2 часа с титрами (титры, кстати, лучше досидеть до конца: после них есть две дополнительные сцены).
Итак "марвелизацию" "Лиги справедливости" следует признать свершившимся фактом. И это, конечно, признание "Уорнерами" за конкурентом полного превосходства. Едва ли это минус - сложные щи Снайдера давно прокисли, а некогда популярное стремление делать комиксы darker and more realistic (то бишь мрачнее и реалистичнее) именно в его руках превратилось в тяжеловесную и смехотворную пародию. С другой стороны, "Лига справедливости" не избавилась от главной беды комиксов "Уорнеров" - сюжетной нелепицы и ужасающего отсутствия харизмы у злодеев. Но Уидон в решении этих проблем явно не помощник - в его "Мстителях" и с сюжетом, и с логикой, и со злодеями тоже непорядок. В "Лиге" полфильма герои стенают, как им в команде не хватает Аквамена, который не хочет присоединяться к силам добра. Ну, а когда присоединяется, дела ему найти не могут - он играет роль статиста. Вряд ли можно назвать крепкой и всю сюжетную конструкцию, где в решающий момент появляется deus ex machina и загоняет плохих парней под лавку.
"Лига справедливости" - сборная солянка из людей в латексе, которая то и дело распадается на разрозненные эпизоды, в паре из которых ты удовлетворенно киваешь головой, а все остальное время думаешь: господи, как же это невыносимо вторично. Если предыдущие части франшизы были неудачной, но самобытной попыткой автора рассказать о волнующих его вещах, то теперь перед нами просто в меру ловкая игра в кубики, многомиллионная штамповка, на которой большими буквами написано слово "эпигонство".